Информация о экранировании танков КВ-1


     Согласно данным из "Фронтовой иллюстрации" №1-2009 ""Клим Ворошилов": сделано в Ленинграде 1940 - 1941" [20] заняться экранировкой танков КВ-1 Кировскому и Ижорскому заводу предписывалось Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) №548-232сс от 15 марта 1941 года, уточненным Постановлением №827-345сс от 7 апреля 1941 года. Окончательные варианты чертежей экранировки танков КВ-1 были рассмотрены 13 мая 1941 года и утверждены директорами Кировского и Ижорского заводов. 19 июня 1941 года начальником бронетанкового управления ГАБТУ КА Коробковым был подписан протокол окончательного утверждения схемы экранировки танков КВ. В нем говорилось: "Танк КВ-1 экранировать борта башни броней толщиной 30 мм, лобовую часть и места на бортах корпуса броней толщиной 25 мм в соответствии с чертежами, подписанными на опытные образцы" и далее - "Для сохранения уравновешенности башен и артсистем танков КВ-1 и КВ-2 (деталь 57-70) и подвижную бронировку орудий не экранировать, оставив толщиной 75 мм".
      По сведениям из того же источника к 16 июня 1941 года Кировский завод уже собрал три экранированных танка КВ-1.


Литература по теме


Схемы 1 и 2. Общий вид танка КВ-1 выпуска весны 1941г.

shema 1

     Первые, использовавшиеся для экранировки, КВ-1 были выпущены в июне 1941г. и несколько отличались от танков, выпущенных весной 1941 г. Основным отличием была башня, собранная по новой технологии - на гужонах. "По новой технологии лобовой и кормовой листы крепились к бортовым в стык, при помощи гужонов (6 спереди и 5 сзади) и сварки. Сварной шов при этом находился на бортах, на расстоянии 75 мм (толщина лобового и кормового листов) от края." [20, с.52]. Кроме того, на буксировочные тросы танков КВ выпуска мая - июня 1941 г. стали ставить литые коуши вместо оплетенных.
shema 2

Схема 3. Экранировка башни КВ-1.

shema 3

Схемы 4 - 7. Общий вид КВ-1 с экранировкой бортов корпуса и башни.

shema 4

     Экранировку бортов корпуса и башни, как правило, имели машины заэкранированные в конце июня - начале июля 1941г. Характерными представителями являются таки №1 и №2. Это машины 3-й танковой дивизии. В дивизию они поступили 2 июля и, уже 5 июля 1941г. были потеряны в районе г.Остров.
     Катки этих машин - довоенного типа с отверстиями, в отличии от катков усиленного типа без отверстий на схеме 4. Полностью танку КВ-1, изображенному на схеме 4, соответствует танк №6.

shema 5

     Кроме экранировки бортов башни и корпуса, дополнительно бронировались лобовые детали корпуса наварными бронелистами.
shema 6

     Некоторые машины имели катки разных типов: довоенного и усиленного без отверстий, как на схеме 6 (танк №32). Встречаются танки, имеющие два типа усиленных катков: без отверстий и, с отверстиями и дополнительными ребрами
жесткости (танк №11).
shema 7

     На отдельных машинах выпуска июня 1941г. с экранировкой бортов корпуса и башни отсутствует дополнительное бронирование лобовых деталей корпуса (танк №18).

Схема 8. Общий вид КВ-1 с упрощенной башней выпуска июля 1941г.

shema 8

     Экранированные танки выпуска конца июля 1941г. имели усиленные катки с дополнительными ребрами жесткости, как на схеме 8, и, как правило, у них экранировались борта только башни.



     Графика, представленная на страничке, позаимствована из:
 1. Коломиец М.В. История танка КВ. Часть 1. - Фронтовая иллюстрация, 2000. - №5.
 2. КВ -1 ранних выпусков. - Военные машины, 2004. - Вып.67.



IAM, 2008-2010.
E-mail




free counters


Hosted by uCoz